Интересные факты о янтаре.

Мифологический факт о янтаре:

Еще на заре античной цивилизации, тысячелетия назад, греки снаряжали экспедиции в далекую Балтию — северную страну. Греки не преследовали военных или политических целей: Балтия не интересовала их как колония. Правда, в пути неоднократно приходилось отражать нападения,  поэтому экспедиции в Балтию снаряжались на военных кораблях, но с мирными целями. Люди гибли за уникальную добычу — желтый камень, который можно было найти только здесь. Греки называли его электроном. Истинно драгоценным он не считался (хотя по стоимости превосходил изумруд) хватало и других самоцветов, служивших украшениями. Но электрон обладал бесценным свойством — он исцелял от недугов и оберегал от порчи.

Электрон и есть янтарь. Его русское название происходит от латышского dzintars и литовского gintaras.
По происхождению он — не совсем камень. С точки зрения современной науки он представляет собой затвердевшую смолу доисторической сосны Pinus succinifera. В принципе то же самое утверждали и древнегреческие источники.

Как изложена последовательность событий в «Метаморфозах» Овидия. Однажды сын Феба (бога Солнца) Фаэтон, попросил своего отца разрешить ему один день править колесницей, на которой тот совершал свой ежедневный рейс по небу от восхода до закат. Феб долго не соглашался, но всё же сдался и уступил сыну. Фаэтон не был достаточно опытным в управлении небесными конями и не совладал с их норовом. Без опытного управления небесная колесница приблизилась слишком близко к Земле. Из-за близкого расстояния колесницы к Земле начались страшные пожары, которые охватили огромную территорию от Пила до Евфрата и от Дона до Рейна. Высохли реки и озера, добела раскалились горы. С вершин Олимпа Зевс-Громовержец увидел, что дела плохи, и решил наказать нерадивого юношу. Одной из своих молний Зевс разбил колесницу Феба. От удара молнии колесница рассыпалась в прах, а Фаэтон упал в Эридан-реку (современное ее название — По) и погиб. Пожары вскоре прекратились. Мать юноши, нимфа Климена, и его сестры Гелиады горько оплакивали погибшего. Видя их неутешное горе, Зевс смягчился (или рассердился еще более?) и превратил их в деревья, а их слезы затвердели на солнце и превратились в капли янтаря.

История распространения янтаря:

В эпоху палеолита янтарь считался, выражаясь по-современному, полезным ископаемым. На палеолитической стоянке в Верхних Пиренеях (ее возраст примерно 9000 лет) нашли кусок янтаря, который носил кто-то из охотников в качестве амулета. К концу палеолитического периода из янтаря уже изготовляли бусы, о чем свидетельствуют находки на территории нынешней Дании, Скандинавии, в некоторых областях Украины, на побережье Белого моря.

Янтарь пришел в Европу в неолите (приблизительно 4000 — 1600 гг. до Р.Х.), когда зародилась торговля. На первых порах она существовала в виде товарообмена. С той же поры янтарь начали подвергать обработке — пилить, сверлить, полировать. Трудно сказать, насколько широко распространено было это ремесло, но по крайней мере одна мастерская конца неолита (начала бронзового века), чьи останки обнаружены в Латвии несколько севернее Лиепаи, явно специализировалась на обработке янтаря. А на дне Куршского залива, поблизости от литовского берега, нашли более 400 янтарных изделий, тоже относящихся к эпохе неолита. Ныне они выставлены в Gintaro Muzejus в Паланге (Литва). Некоторые весьма затейливы: человеческая фигурка, нечто вроде геммы с изображением женского лица, лошадиная голова… Часть изделий предназначалась для ношения в качестве амулетов, о чем говорит наличие отверстий.

Примерно тогда же или несколько ранее янтарь завезли в Египет. В гробницах фараонов конца VI династии (около 3200 лет до Р.Х.) найдены янтарные бусы. Но египтяне использовали янтарь не только для украшений. Доказано, что в древнеегипетской технологии мумифицирования, янтарю отводилась существенная роль, поскольку он способствует длительному сохранению органики. Сейчас известно, что он препятствует гемолизу (разрушению эритроцитов) и свертыванию крови.

История медицинского применения янтаря:

По мнению ряда ученых, янтарная медицина тоже зародилась в Древнем Египте. Но полной ясности в этом вопросе нет. Дело в терминологическом разнобое: в древнеегипетских папирусах один и тот же минерал часто именуется по-разному, и не всегда удается однозначно решить, какой камень в данном случае имелся в виду.

Поэтому более надежна гипотеза, согласно которой пионеры янтарной медицины — древнегреческие целители. Первое упоминание о янтаре в древнегреческой литературе содержится в гомеровой «Одиссее». Там говорится о «горючей затвердевшей ископаемой смоле». Хотя греки и не считали янтарь драгоценным камнем, но стоил он недешево из-за двух свойств — береженое (из «электрона» изготовляли талисманы) и целебное. Первое с современных позиций представляется сомнительным, как и все относящееся к магии

  • Второе же подтверждено экспериментально. Точно известно, что греческие целители успешно лечили янтарем практически от всех недугов: от желтухи, малярии, бесплодия, простуд, зрительных расстройств, любых детских болезней, пищевых и других отравлений, поражений щитовидной железы и даже от опухолей. Янтарный дым имеет кровоостанавливающее и противотуберкулезное действие (а также галлюциногенное). Янтарный порошок применяли внутриутробно от различных поражений внутренних органов. Янтарными клизмами нормализовали деятельность пищеварительного тракта. Наложением кусочков янтаря сводили болячки…

 

  • Опыт греческих врачей переняли римские эскулапы, тоже относившиеся к янтарю с почтением. По свидетельству Тацита, «электрон», ввозимый из «страны германцев», считался предметом роскоши. Патриции использовали янтарь как оберег и в качестве лечебно-профилактического средства. В книге Плиния Старшего «Естественная история» сказано, что жительницы Верхней Италии носили янтарь на шее для профилактики зоба, болезней уха-горла-носамигрени. Кроме того, считалось, что янтарь спасает от желтухи и выводит камни из печени и почек. Он же — средство для сохранения беременности. Он же — лекарство от бессонницы… Словом, панацея.

 

  • Опыт античной медицины унаследовала медицина средневековая. Нельзя сказать, что европейские медики раннего средневековья внесли существенный вклад в теорию и методологию янтаротерапии. Но они значительно расширили список болезней, при которых полагалось назначать янтарь. Его прописывали от кожных болезней, для укрепления зубов, при язвах, мигрени, судорогах, астме, чахотке, бессоннице.  Словом он служил своего рода палочкой-выручалочкой при любых заболеваниях, в том числе неизвестных и не поддающихся диагностике. Целители, владевшие секретом добычи «настоящего лечебного» янтаря назначали его пациентам на свое усмотрение. Но все медики соглашались по крайней мере в том, что янтарь незаменим при детских и женских болезнях, а также при опухолях. Использовали его как наружное средство в виде аппликаций (носили камни на теле) и для приема внутрь в порошках.

 

  • XVII — XVIII столетия следует считать триумфом янтарной медицины. В ту эпоху врачи единодушно полагали, что нет ни одной болезни, при которой янтарь не помогает. Тогда же он нашел еще одно применение, не совсем обычное: его стали использовать в оптике. В 1691 году мастер Христиан Першин, владевший секретом полного обесцвечивания желтого янтаря, впервые изготовил янтарную лупу и янтарные стекла для очков.

 

Янтарь и порча:

Тогда же, в средние века, особое значение придавали обережным свойствам янтаря. Нынешняя наука не принимает такой точки зрения всерьез, зато средневековая медицина, шедшая рука об руку с магией, ставила «волшебные» свойства янтаря едва ли не выше лечебных. Бируни в трактате «Минералогия» писал: «Причиной пристрастия к янтарю является то, что он отводит вред от дурного глаза». А понятие о «дурном глазе» связывалось с понятием «порчи». Порча тогда казалась еще страшнее яда или кинжала, поскольку от нее нет спасения… Вернее, почти нет — кроме янтаря. В это верили самозабвенно — и, по-видимому, вера помогала. В России, например, чуть ли не всякий помещик заставлял нянек и кормилиц носить янтарные ожерелья, дабы защитить барчонка от дурного влияния челяди.

Легенда и янтарь:

Еще одно удивительное свойство янтаря было открыто на Востоке. Вот как об этом повествует легенда. Некий персидский шах, заядлый любитель груш, повелел садовнику доставить назавтра к обеду несколько дюшесов «янтарной спелости». Тот вполне резонно заметил: не сезон, мол, груши еще зеленые, три недели ждать. Падишах возразил, что ежели завтра не будет груш, он повелит отрубить садовнику голову. Садовник опечалился, нарвал зеленых плодов и с вечера заперся у себя в каморке. Ночь напролет окуривал груши янтарным дымом, вознося горячие молитвы к Аллаху. И Аллах сотворил чудо: к утру все поспело.

Много позже, в XX веке, доказали, что чуда тут не было. Советский физиолог растений профессор Ю.В.Ракитин с коллегами воспроизвел эксперимент древнеиранского садовника «на чистом фоне». А именно они повторили все условия и действия минус молитвы. Тем не менее спустя 12 часов зеленые плоды послушно созрели и стали годными к употреблению. Профессор Ракитин предположил, что им помог созреть этилен, выделяющийся при сгорании янтаря.

 

 

Янтарь становится украшением:

Затем появились новые веяния. С конца XVIII века вошла в моду и стала интенсивно развиваться фармация. Постепенно синтетические лекарства вытеснили не только янтарь, но и прочие методы традиционной медицины — травяные сборы, настои и отвары, приставление пиявок и т.д. В итоге официальная медицина приняла тот вид, к которому мы привыкли с детства. А целебный некогда камень янтарь остался всего лишь украшением, да и то не лучшим.

Кстати, у современных ювелиров он тоже котируется не особенно высоко. По классификации Киевленко, принятой в России, янтарь относится к полудрагоценным, или ювелирно-поделочным камням (II группа) — правда, к «первому порядку», куда попали также нефрит, лазурит, малахит, кровавик и горный хрусталь. По твердости, согласно шкале Мооса, янтарь относится ко 2-му разделу (алмаз — к 10-му).

Особенно ценным считают янтарь с так называемыми инклюзами, или включениями — фрагментами древних растений и насекомых, когда-то застрявших в смоле и окаменевших вместе с ней. Камни с инклюзами представляют не только научную ценность (по ним палеонтологи изучают древнейшую флору и фауну) — ими в первую очередь интересуются ювелиры. Есть также не ювелирные сорта янтаря: когда-то их употребляли в качестве благовоний, а также для проникновения в грядущее, поскольку янтарный дым в высокой концентрации вызывает видения и галлюцинации.

Сегодня янтарь добывают, как и в доисторические времена, из морских и прибрежных россыпей. Самое знаменитое месторождение — вдоль всего побережья Балтийского моря. До сих пор оно и самое богатое, хотя его эксплуатировали еще древние греки. Кроме того, янтарь встречается по берегам других морей; есть он и на побережьях Мексиканского и Бирманского заливов.

Информация для людей, интересующихся астрологией: как камень рождения янтарь соответствует апрелю, его знак Зодиака — Лев. Впрочем, такого рода сведения многие воспринимают юмористически.
Но вот к «дремучей» точке зрения античных и средневековых врачей — что янтарь защищает от болезней, а также от дурного глаза и злых чар — надлежит отнестись серьезно.

 

 

Янтарная медицина:

Современная медицина раскололась на два неравных лагеря. Официальная медицина, пока сохраняющая статус лидера, продолжает упорствовать в неприятии старинных методик, объявляя их до научными, а значит, антинаучными (хотя одно из другого вовсе не следует). Ещё существует так называемая альтернативная медицина — этим крайне неудачным термином обозначается все, что выходит за рамки медицины официальной: как архаичное, так и ультра авангардное. Народная медицина, некогда считавшаяся традиционной, теперь угодила в альтернативную. Её приверженцы зачастую не могут подвести под свои рекомендации научной базы, но и не очень-то стараются это сделать, а просто ссылаются на опыт предков — что тоже отнюдь не глупо и, заметьте, на практике действенно.

По мнению многих — и доктора Клюева в том числе,— будущее принадлежит симбиозу научной и так называемой альтернативной медицины. Сейчас на их стыке медленно и трудно рождается новая наука и практика, сочетающая эмпирические опыты с современными методами лечения. Её часто именуют натуропатией — впрочем, это слово всякий трактует как Бог на душу положит. Дословно он значит «природолечение». А что за ним стоит — мнения расходятся. Одни сводят натуропатию к рациональному питанию, другие отождествляют её с комплексами физических упражнений, закалкой-тренировкой и т.п., третьи придают ей более широкий смысл — совокупность методик, основанных на ненасильственных, естественных, безвредных для пациента лечебных средствах.

Современный янтаротерапевт Б.В.Клюев, считая себя натуропатом, придерживается как раз третьей трактовки и принадлежит к тем медикам (пока не особенно многочисленным), кто, имея классическое медицинское образование, обращается к «дедовским», «до научным» методам врачевания. А зачем вообще понадобилось к ним обращаться?
Ответить можно по-разному. Нередко приходится слышать ссылки на моду. Но мода практически никогда не возникает на пустом месте — она непременно хоть чем-нибудь да обусловлена. Например, такая причина: спрос порождает предложение. Но и это не ответ, так как тот факт, что пациенты изверились в научной медицине, всего не объясняет. Во-первых, изверились не все, а только часть пациентов, во-вторых, порочить науку так же бессмысленно, как и порочить знахарство. И там и тут есть профессионалы и профаны. С другой стороны, если эффективность и безвредность синтетического препарата клинический подтверждена, от него и отказываться незачем. То же относится к оперативному вмешательству: многие убеждённые сторонники народной медицины его не приемлют, но ведь бывают ситуации, когда оно становится единственным средством спасти жизнь больному!

Вероятно, рождение натуропатии в широком смысле обусловлено тем, что наука — и не только медицинская — развилась достаточно для того, чтобы гармонически сочетаться с «допотопной» медициной. В токсикологии есть такое понятие — потенцированный синергизм ядов. Точно так же фармакологи говорят о потенцированном синергизме лекарств — это когда несколько снадобий, принимаемые в тщательно подобранных сочетаниях и дозировках, усиливают действие друг друга. А бывает и антагонизм лекарств: одно убивает действие другого, сводит его пользу на нет.

Подобные же отношения могут существовать и между врачебными школами. В конечном счёте тут все зависит от уровня имеющихся знаний. При одних условиях две противоречащие друг другу медицинские доктрины объективно не могут найти общего языка, а могут только, по словам Чернышевского, «драться да ругаться», при других — не могут НЕ найти общего языка. Современная научная медицина, на мой взгляд, именно сегодня доросла до того, чтобы как минимум подвести к пониманию некоторых явлений, раньше считавшихся сверхъестественными, чудесными и необъяснимыми. Ведь целитель древности знал наверняка только то, что янтарь лечит, но почему, как лечит, и, что особенно важно, какой янтарь — оставалось неясным.

Теперь же сложились условия для того, чтобы антагонизм научной и народной медицины сменился их «потенцированным синергизмом». Этот процесс уже начался, хотя идёт пока медленно и со скрипом.

Применительно к янтарной терапии упомянутый синергизм выражается в следующем. Янтарь и лечебный янтарь — две разные вещи. Камни, обладающие целебными свойствами, имеют весьма мало общего с теми, которые многим из нас случалось находить на балтийских пляжах и в дюнах (а немногим из нас — на беломорских). Если просто набрать камушков, просверлить в них дырочки, сделать бусы и носить — не поможет.

 

Лечебные механизмы янтаря:

Пора обратиться к практике Медико-экологического центра «Золотое кольцо». Янтарная терапия — одна из, как сейчас говорят,  профилирующих дисциплин Центра. Прежде чем пытаться восстановить  рецепты древних целителей и применить их на практике, Клюеву и его коллегам пришлось долго искать в архивах сведении о том, где древние добывали лечебный янтарь и по каким признакам его отбирали. В дальнейшем подключили к делу опытных физиков, оснащённых современным оборудованием.

  • Клюев применил современный подход к старинной целительной практике, и он  оказался плодотворным. В итоге обнаружилось, что для лечебных целей годятся как раз камни, на которые ювелир и внимания не обратит: темно-коричневые, возрастом несколько млн. лет, имеющие не обычную аморфную, а смешанную аморфно-кристаллическую структуру. Коричневая окраска обусловлена повышенным содержанием тёмного битуминозного вещества и/или растительных остатков.

Запасы целебного янтаря на Земле весьма скудны, так что поиски приходится вести в разных странах. На взгляд Клюева, весьма перспективен в этом отношении Сахалин. Прежде там янтаря не находили, но экспедиция Клюева его обнаружила.

  • Второй важнейший момент: янтарь, подвергнутый какой бы то не было ювелирной или иной обработке, для медицинских целей уже не годится. При огранке и других видах обработки снимается верхний слой, нарушается важная для целительства парамагнитная структура янтаря и, как следствие, теряется его энергетический потенциал.

Мы в точности не знаем, каким образом античные и средневековые целители отбирали янтарь для врачебных надобностей. В Центре у Клюева его отбирают четырежды, используя современные приборы. В итоге из 1000 камней признаются годными два три, не больше.

  • Камни, поднятые с Шубины в несколько метров, тщательно осматриваются и сортируются по множеству параметров: твёрдости, размерам зёрен, цвету, степени прозрачности, величине, форме. Это стадия первичного, предварительного отбора. Сразу отбираются и бракуются камни с вкраплениями — пусть с ними дальше работают ювелиры или палеонтологи.
    На втором этапе отобранный янтарь подвергается исследованию под микроскопом — сначала под световым, затем под электронным. Камни с аморфной структурой отсеиваются, с определённой аморфно-кристаллической — остаются.
  • Наконец, третий этап. Его достигают весьма и весьма немногочисленные образцы, преодолевшие первые две стадии отбора. Теперь надо оценить их энергетический потенциал. Те камни, что удовлетворяют существующим требованиям, как раз и есть два-три из тысячи, годные для лечения больных. О методике определения энергетического потенциала в деталях рассказать нельзя — это ноу-хау и к тому же понятно лишь узкому кругу специалистов. Четвертая стадия отбора ещё сложнее и тоже представляет собой ноу-хау.

 

Как действует янтарь на человеческий организм при конкретных болезнях?

На это ответить проще, так как его действие врачи наблюдали, что называется, живьём. Начнём с того, что янтарь тормозит рост опухолей. Он обладает профилактическим действием, предотвращая сбои в работе генетического аппарата, приводящие к безудержному делению клеток. Кроме того, он задерживает само их деление. На первый взгляд кажется парадоксальным, что янтарь защищает лишь ту зону организма, которая непосредственно связана с данной конкретной БАТ, и в то же время помогает при любых опухолях, где бы они ни возникли. Но с современных научных позиций ничего странного тут нет: механизм зарождения и роста опухолей принципиально одинаков во всех органах и тканях.

У янтаря есть, так сказать, излюбленные болезни, от которых он помогает лучше всего. Об этом свидетельствует многолетняя практика центра «Золотое кольцо». Самый высокий эффект получен при мастопатии, кистах, миомах и бесплодии. Пока трудно объяснить, как и почему выздоравливают больные с этими недугами. Видимо, научная медицина и народная ещё недостаточно «притёрлись» друг к другу, так что многое во врачебной практике по-прежнему основано на эмпирике, на пробах и ошибках, а то и на везении. Поэтому вместо безапелляционных суждений приходится ограничиваться предположениями.

При мастопатии, кистах, миомах, других опухолях, в том числе злокачественных, а также зобе и жировиках эффект янтаря связан, скорее всего, с торможением патологического деления ( благодаря  чему опухоль превращается просто в скопление отмерших клеток и постепенно рассасывается).

При болезнях суставов янтарь «подгоняет кровь», т.е. восстанавливает  местное кровообращение, благодаря чему из организма выводятся соли. Кроме того, янтарь тормозит развитие воспалительных процессов.

Вообще янтарь благотворно влияет на внутреннюю жидкостную среду организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость). Например, он обуславливает направленный отток жидкостного содержимого желудочков мозга, устраняя таким образом внутричерепную гипертензию (так называется состояние черепа, накачанного жидкостью). А это явление часто сопутствуем некрозам, тику, энурезу, заиканию, мигрени.

При бронхитах, астме, тонзиллитах действие янтаря прежде всего противовоспалительное. При приступах бронхиальной астмы он, кроме того, оказывает тот же эффект, что бронхоспазмотики (эуфиллин и теофиллин), но другим способом. Противовоспалительный эффект янтаря отмечен также при пиелонефрите, гепатозе, даже при циррозе печени. Кроме того, янтарь  помогает при желчнокаменной и мочекаменной болезнях, усиливая выделение солей, дробя камни и способствуя дренажу печени.